ИСТОРИЯ АЛТАЙСКОГО ЗАВОДА

В период мировой войны

Сотрудничество

Алтайский завод быстро перестраивал свое производство. По данным A. Л. Сидорова, на 1 марта 1915 года заказы завода на снаряды и другую военную продукцию составляли лишь 27,6%, а на 1 сентября того же года они занимали уже 68,6% — две трети всех заказов. В то же время заказы министерства путей сообщения сократились в 2 раза. Но заказы на войну не выполнялись заводом так, как этого хотелось бы казне.

19 декабря 1915 года во время осмотра цехов А. А. Маниковский распекал директора завода Н. Л. Мануйлова, грозил ему арестом, если в ближайшие дни не наступит крутого перелома в выполнении заказов. Вскоре после отъезда комиссии с Тульского оружейного завода были присланы в Алтай «настоящие специалисты снарядного дела». С начала 1916 года снарядный отдел уже работал бесперебойно, наращивая темпы, и за год выпустил 378 295 взрывателей, 2047 фугасных снарядов, 525 375 гранат казенного образца, 79 374 гранаты французского образца.

В снарядном отделе трудилось более 5 тысяч рабочих. Они произвели в 1916 году продукции почти на 18,5 миллиона рублей. Это составляло более 32% стоимости общего выпуска продукции завода. Таким образом, снарядный отдел сразу стал весьма доходным для акционеров.

Но не только снаряды приносили заводу прибыль. В январе 1915 года по решению царского правительства Алтайский завод получил заказ на изготовление судовых дизелей для трех канонерских лодок Амурской флотилии. Установленные в 1908 году на этих лодках алтайские дизели в начале мировой войны были сняты и водружены на подводных лодках Черного моря. Тем самым три канонерки были выведены из строя. Теперь, как и семь лет назад, Главное управление кораблестроения заказало 12 новых дизелей и сразу выдало заводу аванс в размере 30% стоимости заказа, превышавшей полмиллиона рублей.

Летом 1916 года новые дизели уже работали на канонерках Амурской флотилии.

Возрастали заказы и на постройку локомотивов. В разгар войны завод выпустил 600 паровозов, что составило 27,1% отечественного паровозостроения.

Локомотивы приобретались исключительно казной, причем из построенных в течение трех лет 64,5% составляли паровозы специального назначения: узкоколейные, маломощные, военно-полевые. Таким был и юбилейный 5000-й паровоз (тип 86, несколько улучшенный). 6 декабря 1916 года правление завода празднично отмстило выпуск юбилейного локомотива. Украшенный лавровым венком и пальмовыми ветками, он был торжественно передан представителям Главного военно-технического управления, большую партию заказов которого завод выполнял. По поводу из серебра выбили памятную медаль, на лицевой стропе которой изобразили юбилейный паровоз, цифру «5000» и слово «Коломна».


Уважаемые руководители и специалисты машстроительного бизнеса, партнеры, коллеги!
Завод обладает современной производственной базой и команда нового руководства...