ИСТОРИЯ АЛТАЙСКОГО ЗАВОДА

Завод должен жить!

Сотрудничество

В связи с тяжелым положением на железнодорожном транспорте В. И. Ленин бросил боевой лозунг: «Все за работу по восстановлению транспорта!». Без оживления работы транспорта нельзя было и думать о настоящей борьбе с разрухой и голодом. С этой целью летом 1920 года Совет Труда и Обороны и Всероссийский Совет Народного Хозяйства создают из 21 предприятия ударную группу транспортных заводов. В эту группу был включен и Алтайский завод. Все эти предприятия ставились в привилегированное положение по снабжению топливом, сырьем, продовольствием и рабочей силой. Каждому предстояло выполнить во втором полугодии определенную задачу, максимум того, что можно было в тех условиях сделать для транспорта на первых порах его восстановления.

Алтайскому заводу поручалось изготовить 25 новых паровозов и 30 вагонов, капитально отремонтировать 18 паровозов, 200 вагонов и несколько снегоочистителей, наладить производство запасных частей.

Передовые рабочие, особенно коммунисты, с пониманием встретили эту ударную программу. В то время на заводе было 107 коммунистов и 33 сочувствующих им рабочих. Вместе с комсомольцами это была большая сила в заводском коллективе.

С июля 1920 года началось выполнение ударной программы. II сразу же обнаруяшлись серьезные трудности: металла, топлива, продовольствия, рабочей силы явно недоставало. Так, требовалось для выполнения программы 6800 рабочих, а на заводе их оставалось вдвое меньше. Трудовая мобилизация ненамного исправила. Нехватку поступавшего на завод металла восполняли сбором металлолома. Нашли и топливо. С завода в Чанковский лес проложили 15-километровую ветку. Для заготовки дров, как и для сбора металлолома, устраивались субботники. Особенно активны были комсомольцы. Три раза в неделю после работы они отправлялись на три часа в лес за дровами, пилили их, везли на вагонетках, затем грузили на подводы и доставляли в котельную пароводяного отдела.

Кроме еженедельных субботников часто проводились субботники-однодневки, отличавшиеся своей массовостью. Таких в октябре 1920 года было четыре. В них участвовало свыше тысячи передовых рабочих, а также красноармейцев местного гарнизона. За октябрь привезли на завод 220 саженей дров, из них 95 саженей распилили, цехи и двор очистили от хлама и мусора.

Субботники чередовались один за другим. Они приносили пользу не только в материальном, но и в воспитательном отношении. Субботники цементировали коллектив, прививали людям чувство хозяина завода, приучали бережно относиться к общественному добру. Большое значение имели также общие собрания, на которых обсуждались итоги выполнения программы, вскрывались недостатки, выявлялись резервы. Большая часть рабочих, по замечанию председателя заводского профсоюзного комитета А. А. Еленина, к собраниям относилась «очень сознательно» .

Политико-массовая работа партийной и комсомольской ячеек п профсоюзной организации благотворно влияла на коллектив. Все были охвачены трудовым порывом, работали по 10—14 часов. Росла производительность труда, по некоторым видам изделий на 50 и даже на 100%. Ударники труда награждались повышенным пайком хлеба, часами, одеждой.

Несмотря на ряд серьезных трудностей, ударная программа выполнялась. Улучшалась дисциплина. Газета «Металлист и горняк», орган ЦК профсоюза металлистов и ЦК профсоюза горнорабочих, 14 октября 1920 года отмечала: «Алтайский завод — примерный завод ударной транспортной группы».

Успеху завода немало способствовали инженеры и техники. Добрая половина из них с первых дней Советской власти трудилась добросовестно. Это прежде всего К. Н. Сушкин, П. И. Тахтаулов, Н. М. Урванцев, С. В. Пугавко, Т. Т. Пастухов, С. И. Лаптев, М. С. Александров и другие, вышедшие в основном из среды народа. Некоторые крупные специалисты занимали ключевые позиции на предприятии: мостовик Г. К. Шпейер работал в должности главного инженера, паровозным отделом продолжал заведовать Е. П. Струве — один из родственников первых хозяев завода.

В ноябре 1920 года из ведущих инженерно-технических работников был образован технический совет завода, решавший производственные проблемы, связанные главным образом с выполнением ударной программы.

К январю 1921 года ударная программа была выполнена с превышением: по паровозам — на 123%, по вагонам — на 106%. Это был подлинный подвиг.

Преодолевая немалые трудности, труженики завода ремонтировали и строили новый подвижной состав, прежде всего локомотивы. Алтайский завод не терял своего основного профиля, лишь немного снизился его удельный вес в общем паровозостроении. Но разруха давала себя знать. Выпуск локомотивов в 1918—1920 годах по сравнению с тремя предвоенными годами (1912—1914) сократился почти в 3,5 раза. Естественно, это не могло не волновать прежде всего партийную организацию, прилагавшую немало сил и энергии к возрождению былой славы завода. 


Уважаемые руководители и специалисты машстроительного бизнеса, партнеры, коллеги!
Завод обладает современной производственной базой и команда нового руководства...