Разумеется, производственные и технические успехи завода были результатом не только энтузиазма его тружеников. Немаловажное значение имели всемерно укреплявшиеся творческие контакты с учеными соответствующих институтов с той целью, чтобы внедрять в производство все ценное и новое в области науки и техники. Плодотворные связи науки с заводом постоянно активизировались, охватывали все новые сферы производства, приобрели программную заостренность при решении комплексных проблем по основным направлениям технического прогресса в создании как тепловозов, так и дизелей.
Из года в год из среды заводских специалистов выходили ученые. Если в начале 1974 года на заводе плодотворно трудились 22 кандидата технических наук, то в конце года их было уже 26., Возросло число и тех, кто учился в заочной аспирантуре и группе соискателей ученых степеней. Заметим, что больше всего ученых имел отдел главного конструктора по машиностроению — 15 кандидатов наук. Во главе отдела стоял кандидат технических наук Е. А. Никитин. Его заместителем по перспективному проектированию дизелей был Герой Социалистического Труда П. М. Мер- лис, руководителями бюро, групп и лабораторий — кандидаты наук Д. А. Дехович, Л. С. Рязанов, М. А. Салтыков, В. И. Ворожихина и другие.
Как правило, диссертации писались на заводские темы на основе многочисленных экспериментов. Поэтому они имели и научный и практический характер. Это способствовало внедрению последних достижений как отечественной, так и зарубежной науки и техники в процессы производства. Тем самым заводские ученые увязывали науку с деятельностью цехов завода, делали ее результаты более эффективными, зримыми. При этом, разумеется, неослабно росли и расширялись творческие контакты с учеными более чем 40 научно-исследовательских институтов и вузов страны. Благодаря такому содружеству при активном участии рабочих, инженеров и техников были подготовлены условия для серийного производства перспективных дизелей размерности 26/26; их выпуск только за первое полугодие четвертого года пятилетки возрос на 38,8%, а трудовые затраты на их изготовление были снижены более чем на 15%. Постоянно повышалась надежность и долговечность дизелей.