ИСТОРИЯ АЛТАЙСКОГО ЗАВОДА

Каждый день — паровоз!

Сотрудничество

Алтайский завод немедленно приступил к выполнению этого заказа. Был создан отдел тепловых двигателей — дизелей и насосов. Его технический персонал, имевший богатый опыт в области машиностроения, довольно быстро сумел справиться с поставленной перед ним новой и трудной задачей. Он самостоятельно разработал технологию производства дизелей и насосов, приобрел соответствующее оборудование, изготовил приспособления и инструменты. Вначале отдел не имел своих цехов. Детали первых дизелей изготовлялись на специальных станках, расположенных в разных цехах. Сборка дизелей проходила в паровозо- сборочном, а насосов — в машиносборочном цехе.

В 1903 году был изготовлен первый на заводе одноцилиндровый вертикальный дизель мощностью 18 лошадиных сил.

В 1904—1905 годах дизели с маркой Коломны нашли применение сразу в трех промышленных сферах — на заводах, в трубопроводном транспорте и на электрической станции. И это не было случайным и единичным явлением. В то время в России дизель становится сенсацией, модой, своего рода эталоном технического новшества. Дизель властно наступал, а паровая машина уступала ему место. И в этом процессе немалую роль сыграли русские инженеры (включая коломенских). Они во многом усовершенствовали конструкцию дизеля, заставили его работать на сырой нефти. Это способствовало широкому распространению дизеля не только в России, но и на его родине — в Германии, где он работал лишь на дорогостоящем керосине. Дизель и электричество одновременно олицетворяли собой технический прогресс.

Но успехи в дизелестроении на заводе должны быть объяснены не только и не столько развитием технической мысли в стране, но и, как это ни парадоксально, развитием экономического кризиса. Именно кризис заставил предпринимателей завода искать новые сферы применения капитала, выпускать новую продукцию.

И в годы кризиса начала XX века капиталисты не хотели снижать свои барыши. Прибыль завода в 1901 году составляла более 1 200 тысяч рублей. Эта сумма почти в 2,5 раза превышала прибыль, полученную в 1890 году. Разумеется, рост прибыли — следствие усиления эксплуатации рабочих.

Положение их ухудшалось, росли штрафы, снижались расценки. Всюду среди рабочих паблюдалось брожение, в том числе и на Алтайском заводе.

На вопрос исправника, что предпринять, губернатор секретно указывал в апреле 1901 года «на необходимость самого бдительного наблюдения за настроением главным образом рабочих масс» и даже предлагал в связи с возможными волнениями, чтобы «части войск находились в полной готовности выступить по первому требованию».


Уважаемые руководители и специалисты машстроительного бизнеса, партнеры, коллеги!
Завод обладает современной производственной базой и команда нового руководства...