ИСТОРИЯ АЛТАЙСКОГО ЗАВОДА

Накануне первой пятилетки

Сотрудничество

Составной частью программы индустриализации страны была реконструкция старых промышленных предприятий. Если в восстановительный период производство развивалось главным образом за счет ремонта оборудования и внедрения рационализации, то теперь этого было далеко не достаточно. Теперь нуяшо было старые, подчас полукустарные заводы заново перестроить, воздвигнуть новые, современные корпуса цехов, оснастить их высококачественными станками и агрегатами, перейти от примитивных к наиболее эффективным способам обработки и сборки изделий и т. д.

На Алтайском заводе, как и на других старых предприятиях, частично эти проблемы решались еще раньше, но в 1926 году к ним был уже новый подход. Теперь начиналась, можно сказать, техническая революция в тяжелой промышленности, сердцевиной которой было машиностроение. В этой революции Алтайский завод, реконструируя и расширяя свое производство, играл не последнюю роль, особенно в обеспечении локомотивами железнодорожного транспорта, а также в дизелестроении.

В 1926 году в обрабатывающих цехах завода насчитывалось 1567 станков, из них почти половина устарелых и до 30% изношенных. Еще хуже было в заготовительных цехах, где износ станков и оборудования превышал 70%, особенно в цехах вагонного отдела. Почти все здания были ветхими, тесными, темными. Не было отдела без ряда «узких мест». Так, паровозный отдел остро испытывал недостаток в сборочных площадях, ему нужны были фрезерные и строгальные станки. Отдел общего машиностроения, особенно цех ДМ-1, исчерпал все свои технические и производственные возможности постройки дизелей. Состояние горячих цехов оставляло желать много лучшего. Заводская электростанция работала на крайнем рубеже своей мощности.

Правительство щедро отпускало средства на реконструкцию промышленных предприятий. Так, общая сумма капитальных вложений Алтайского завода с 1 октября 1926 по 1 октября 1928 года, то есть за два года до начала первой пятилетки, возросла в 4,5 раза и составляла довольно внушительную сумму — 5 908,8 тысячи рублей.

Поток финансовых поступлений, как дождь в знойный день, уже в самом начале освежил атмосферу на заводе. Начался капитальный ремонт ряда крупных цехов, приступили к строительству большого корпуса нового дизельного цеха ДМ-2. Его мощность должна была сначала возрасти до 37 тысяч лошадиных сил в год, то есть по сравнению с цехом ДМ-1 в три с лишним раза, а затем — до 75 тысяч лошадиных сил. Правительство придавало большое значение этому строительству. В октябре 1926 года председатель ВСНХ В. В. Куйбытнев приезжал на заводской торжественный митинг, посвященный началу постройки цеха ДМ-2, и заложил первый камень в фундамент здания.

Почти одновременно начали строить новый чугунолитейный цех. Были сделаны первые шаги по замене изношенного оборудования. Завод получил 70 импортных станков, из них 32 немедля установили в цехах отделов паровозного, вагонного и общего машиностроения. Остальные станки нашли применение в цехах других отделов.


Уважаемые руководители и специалисты машстроительного бизнеса, партнеры, коллеги!
Завод обладает современной производственной базой и команда нового руководства...