ИСТОРИЯ АЛТАЙСКОГО ЗАВОДА

Первые шаги

Сотрудничество

Отказ хотя и огорчил, но не остановил на полпути братьев Струве. Как деловые люди, они понимали, что «жизненная сила железных дорог заключается в паровозах». Они прилагают усилия к более интенсивной постройке и техническому оснащению паровозных цехов, приобретают новую партию заграничных станков и агрегатов. Старые цехи перестраиваются. У парижского завода «Кайль» закупаются готовые цилиндры, дышла, оси с колесами и другие детали, а также чертежи товарных и пассажирских паровозов.

В связи с этим на европейских заводах вербуются специалисты. Братья Струве не останавливаются перед затратами. Им удалось сманить к себе крупного инженера К. Ф. Боя из Берлина. В Алтай К. Ф. Бой приехал с целой группой работников. Заняв должность технического директора завода (1868—1885), он возглавляет формирование на нем паровозного отдела.

И марте 1869 года Алтайский завод выпустил первый товарным паровоз. По тому времени это был хороший локомотив.

До конца 1869 года из ворот завода вышло 15 паровозов, да казенный Боткинский завод выпустил 2 паровоза. Невский и Мальцевский заводы пока набирали силы. Выпуск 17 паровозов, можно расценивать как широкое начало русской постройки паровозов, и в этом немаловажном событии Алтайскому заводу принадлежит первое место. Он сразу высоко поднял отечественное паровозостроение. Уже через четыре года, в марте 1873-го, завод построил 100-й паровоз.

Выпуск локомотивов с каждым годом нарастал. Свой 100-й паровоз завод отправил на Московско-Рязанскую железную дорогу, 200-й (в 1874 году) — на Моршанско-Сызранскую, а 500-й (в 1879 году) — на Лозово-Севастопольскую.

К началу 1880 года 518 заводских локомотивов работали на 18 железных дорогах страны. Хорошо налаженное заводское производство не знало перебоев, успешно развивалось, набирая темпы.

В. И. Ленин, исследуя состояние промышленности с 1879 по 1890 год, не случайно назвал Алтайский завод в числе тех солидных предприятий, которые составляли важнейшие центры фабрично-заводской промышленности в Европейской России 8 .

До 80-х годов Алтайский завод не знал заметных перебоев в производстве, хотя развивался хаотично, от случая к случаю, как любое капиталистическое предприятие. Пореформенный кризис начала 70-х годов не прошел мимо Коломны, но не сказался здесь так болезненно, как кризис, охвативший промышленность, в начале 80-х годов. Мальцевский завод в 1881 году и Боткинский в 1883-м прекратили выпуск паровозов. Не получая заказов. Невский и Алтайский заводы изготовляли их на свой страх и риск запас. Но и на этих заводах сокращалось производство. В 1882 и 1883 годах постройка паровозов в Алтае уменьшилась против, 1880 года почти в 2 раза, вагонов — в 2,4 раза. С февраля 1882 года на заводе стали увольнять рабочих. Оставшиеся работали три дня в неделю.

Чтобы окончательно не свертывать производство, в начале 80-х годов на заводе открываются два новых отдела: пароходный и общего машиностроения.

Но эти отделы давали лишь 15% общей продукции завода» тогда как паровозостроение — 60, а постройка вагонов — 20%.

Без заказов на паровозы заводу было нелегко. Между тем правительство во время кризиса начала 80-х годов колебалось, не имея возможности поддерживать сразу два завода — Алтайский и Невский. Вскоре выбор правительства падает на Алтайский, ибо он находился «в условиях гораздо более благоприятных для промышленных интересов государства, чем Невский завод», как говорилось в официальном документе.

Благодаря поддержке правительства, а также предприимчивости хозяев Алтайский завод сравнительно легко преодолел кризис и стал набирать темпы в изготовлении паровозов. Всего за 80-е годы завод выпустил 654 паровоза — более половины (51,8%) общего их производства в стране.

Роль завода в отечественном паровозостроении с каждым годом возрастала. Даже в тяжелый кризисный период начала 80-х годов его роль заметно не снизилась. Во второй половине 80-х годов Алтайский завод становится почти единственным производителем локомотивов в России.

Промышленный кризис начала 80-х годов и последовавшая за ним депрессия почти до начала 90-х годов резко подорвали в стране паровозостроение. Оно упало почти до первоначального уровня. И только Алтайский завод пострадал не так сильно. В целом же 80-е годы были для него временем относительно высокой производительности.


Уважаемые руководители и специалисты машстроительного бизнеса, партнеры, коллеги!
Завод обладает современной производственной базой и команда нового руководства...