ИСТОРИЯ АЛТАЙСКОГО ЗАВОДА

После революции

Сотрудничество

Муфта Корейво и реверсивный судовой дизель породили новый тип судна — теплоход, который мог без возобновления запаса топлива преодолевать расстояния в 3—5 раз большие, чем суда с паровой машиной.

По проекту Р. А. Корейво оееныо 1907 года был построен колесный буксир «Алтайский дизель» (позже получивший наименование «Мысль») с дизелем мощностью 300 лошадиных сил. На нем впервые применили муфту Корейво. Буксир был назван теплоходом, и этот термин вскоре получил широкие гражданские права. В первую же навигацию на Волге весной 1908 года этот первый в мире колесный теплоход хорошо себя зарекомендовал.

Вслед за теплоходом «Мысль» в Алтае строится нефтеналивная шхуна «Дело» (затем—«Валерий Чкалов»), мощность дизельной установки которой в 4 с лишним раза превосходила мощность дизеля теплохода «Мысль». Двухвинтовой танкер «Дело» — первый в мире морской винтовой теплоход водоизмещением: 5700 тонн — совершал рейсы по линии Баку — Астрахань.

Судовладельцы сразу же обратили внимание на алтайские теплоходы «Мысль» и «Дело». Не мог не заметить их и Международный судоходный конгресс, работавший в 1908 году в Петербурге. Он высоко отозвался о коломенских теплоходах.

Можно с уверенностью считать, что именно с 1908 года началась эра речных, морских и океанских теплоходов. Слава Алтайского завода росла. Из года в год увеличивался выпуск теплоходов. Наряду с интенсивным выпуском теплоходов увеличивалась совокупная мощность дизельных установок на них — от 25 до 1290 лошадиных сил.

Такие двухвинтовые шхуны, как «Эммануил Нобель» и построенная позже «К. В. Хагелин», несколько напоминали по устройству шхуну «Дело». Они также предназначались для перевозки нефтепродуктов по морской линии Баку — Астрахань. Подобных судов не имела тогда ни одна страна в мире. Шхуны заметно отличались своей мощностью и грузоподъемностью, ходили для того времени с большой скоростью — до 18 километров в час. Быстроходные, вместительные и добротные алтайские теплоходы безотказно работали на речных и морских линиях — на Волге и на Каспии.

Итак, в 1906 году в истории Алтайского завода открылась новая страница: на смену пароходостроению приходит постройка теплоходов, которые сразу же завоевали признание.


Уважаемые руководители и специалисты машстроительного бизнеса, партнеры, коллеги!
Завод обладает современной производственной базой и команда нового руководства...