С 1946 года Алтайский завод стал называться паровозостроительным (КПЗ). Как головному предприятию транспортного машиностроения ему предстояло уже в первом году послевоенной пятилетки изготовить почти 30% всех отечественных паровозов. На него же возлагалась также задача обеспечения дизелями промышленности, городских электростанций, флота и тюбингами — четвертой (кольцевой) линии метрополитена в Москве.
Паровозы, дизели и тюбинги составляли 95,7% общей продукции завода, заказы черной металлургии — 2,8%. Перед коллективом стояли сложные и трудные задачи: в сжатые сроки возродить былую мощь и славу предприятия и обеспечить его дальнейшее развитие на основе новой техники и современной технологии. Сама по себе лишь одна задача восстановления была весьма трудоемкой. К январю 1946 года завод был еще далек от довоенного уровня: станков имелось в 2 с лишним раза меньше, чем было до войны, причем часть из них безнадежно устарела и износилась. Не лучше было с кадрами: не хватало паровозников и дизелистов, в наличии имелось всего 46% производственных рабочих довоенного состава.
Разумеется, решение всех сложных задач не представлялось возможным без широкой разъяснительной и политико-массовой работы среди тружеников завода, а их насчитывалось более 10 тысяч, из них свыше 7 тысяч рабочих. Было ясно, что необходима серьезная подготовительная работа по реконструкции цехов и организации производства.
В партийной организации на 1 июня 1946 года насчитывалось 962 члена партии и 247 кандидатов. Обновился состав партийного комитета. Секретарем избрали Г. И. Калинина, только что вернувшегося из эвакуации. В цехах и отделах имелось 26 первичных партийных организаций, которые возглавляли Н. С. Черников, П. Н. Бабушкин, И. С. Лобанов, В. В. Панин, И. Д. Краснов и другие.
По сути дела заново создавались отделы главного технолога, главного металлурга и главного конструктора, работа цехов перестраивалась на новый, поточный метод обработки деталей. Мощности цехов увеличивались за счет установки новых станков и приведения в порядок старых. Создавались новые цехи: термический с отделением высокочастотной закалки, рамный, нормалей, арматурный и другие. Пожалуй, самым важным из них был новоинструментальный, формировавшийся в помещении бывшего турбинно-редукторного цеха, где монтировалось более 200 единиц оборудования.
В 1946 году на завод пришло более 3 тысяч новых рабочих. Из них лишь третья часть ранее работала на заводе (демобилизованные, вернувшиеся из эвакуации и др.) и имела ту или иную квалификацию. Но и они должны были учиться. Всего в первом году пятилетки 3564 рабочих повысили свою квалификацию и, кроме того, около 2 тысяч получили специальности токарей, фрезеровщиков, слесарей и другие.
В те дни на заводе работала выездная редакция газеты «Правда». Она была направлена в Алтай в связи с тем, что завод решал весьма важные государственные задачи. Разместившись в отделе технического обучения, редакция тут же приступила к делу: публиковала свои номера газет, а в них — целенаправленные и злободневные статьи и заметки, сатирические стихи и басни, карикатуры, фельетоны (обычно под названием «Правдивые строки Максима Опоки»). Около трех месяцев (май — август 1946 года) работали правдисты на заводе, выпустили около 70 номеров газет, более 60 листовок, «молний», памяток. Общий тираж выездной редакции «Правды» превышал 280 тысяч экземпляров. Они отразили сложный, переломный момент в жизни предприятия.