ИСТОРИЯ АЛТАЙСКОГО ЗАВОДА

Пятилетку в четыре года!

Сотрудничество

Велось жилищное строительство. Рядом с заводом выстроили дома для инженерно-технических работников и рабочих, общежитие на 100 человек. Всего на постройку жилья в годы пятилетки израсходовали 2 996 тысяч рублей, на бытовые и коммунальные нужды — 1470 тысяч, на охрану труда — 1 639 тысяч рублей.

Уходила в прошлое купеческо-мещанская Коломна. Она превратилась в новый социалистический город, основным населением которого стали труя^еники промышленных предприятий. По переписи 1926 года, рабочие Алтайского завода вместе с семьями,, жившие в городе (в его границы входило село Боброво со слободами Митяево и Ямки), составляли 3,3% городского населения а в 1934 году —51,2%. За годы пятилетки в среде рабочих произошли как количественные, так и качественные сдвиги. Показателем прежде всего является увеличение числа производственных рабочих с 6928 до 9378, или в 1,3 раза. Местное население, и прежде всего семьи самих металлистов, продолжало быть основным источником рабочей силы.

Ряды рабочих комплектовались главным образом детьми рабочих и крестьян, причем первых к концу пятилетки по сравнению с ее началом стало меньше на 21,4%, пропорционально почти на столько же возросло количество вторых (на 18,4%). Это происходило потому, что к началу пятилетки в семьях рабочих еще имелись безработные, которые по мере надобности поступали на завод. Со временем безработных становилось все меньше. Из года н год прослойка потомственных рабочих сокращалась, но все яш оставалась весьма значительной: в конце 1932 года они составляли 70,9% общего числа заводских тружеников.

Цеховые коллективы пополняли те, кто слабо знал или совсем не знал производство. В основном это была молодежь. В октябре 1932 года рабочие в возрасте от 17 до 24 лет составляли 42,4%, в возрасте от 30 до 50 лет —30,1% общего количества рабочих. Почти в 5 раз возросло применение женского труда (с 3,5 до 15,9%). I Гаплыв молодых и неопытных новичков привел к понижению доли рабочих с большим производственным стажем. В конце пятилетки имели стаж от одного до трех лет 51,7%, от 10 до 15 и больше лет — 35%. Проблему обучения и воспитания новых кадров предстояло еще решать.

Вместе со всем народом труженики Алтайского завода горячо приветствовали сообщение Пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) в январе 1933 года о досрочном выполнении плана первой пятилетки. СССР превратился в страну индустриальную, опиравшуюся теперь на фундамент социалистической экономики. На Пленуме говорилось также о том, что в нашем отечестве за годы пятилетки выросли лидеры машиностроения, к числу которых относился ш «реконструированный Алтайский завод».

Действительно, завод заметно преобразился, увеличились его производственные мощности. С апреля 1929 по 1 января 1932 года основные фонды завода возросли с 18,7 миллиона до 37,5 миллиона рублей, или в 2 с лишним раза. На его реконструкцию было израсходовано 20,7 миллиона рублей.

Значительными были и производственные успехи.

Паровозы выпускались грузовые серии Э у и пассажирские — С у (в 1932 году был построен лишь один паровоз серии ИС). По выпуску паровозов Алтайский завод стоял на втором месте после Луганского, который специализировался только как паровозостроительный. Паровозы коломенской марки составляли 23,2% общего количества паровозов, изготовленных семью заводами страны за пятилетку. Против предшествующих пяти лет (1923— 1927/28) выпуск паровозов на заводе увеличился в 2,8 раза, а дизелей — в 3,6 раза. Общая стоимость товарной продукции за пятилетку увеличилась почти на 50%. Некоторое снижение в 1932 году (на 13,9%) против 1931-го объясняется тем, что почти половина плановых изделий осваивалась впервые — более мощные и скоростные пассажирские паровозы серии С у (второй выпуск) и ИС, тепловозы, электровозы и дизели. В том же 1932 году качественно изменилось дизелестроение. Из семи типов дизелей пять были новыми, отличавшимися совершенством конструкции. Например, 600-сильный четырехтактный двигатель марки 38В-8 считался лучшим в стране.

В конце 1932 года прекратилось действие договора Алтайского и других советских заводов с немецкой дизельной фирмой МАН. Но уже с 1930 года завод самостоятельно разрабатывал конструкции двигателей, в частности двухтактных с прямоточно-кла- панной системой продувки. Это было прогрессивное направление: при одинаковых габаритах мощность получалась больше, чем у компрессорных двигателей. На заводе усовершенствовали также конструкцию быстроходных четырехтактных двигателей с наддувом. При этом завод не зависел и от других импортных услуг, в частности по оборудованию, сырью и полуфабрикатам. Если раньше завод получал из-за границы редукторы, дизельные поршни, нефтяные насосы и т. п., то в конце пятилетки все это он изготовлял сам. Станки и агрегаты поступали в цехи в основном с отечественных предприятий.

В общей сложности завод освоил 16 видов новой продукции (тепловозы, электровозы, мощные дизели новой конструкции, автосцепки для подвижного состава и т. д.), чем способствовал укреплению технико-экономической независимости СССР от зарубежных стран. Это было крупным успехом советского машиностроения, достигнутым за пятилетку.

<<назад ... далее>>


Уважаемые руководители и специалисты машстроительного бизнеса, партнеры, коллеги!
Завод обладает современной производственной базой и команда нового руководства...