Одним из деятельных рационализаторов был П. П. Новиков, начальник паровозомеханического цеха, выходец из рабочих. В 1922 году он сделал ценное приспособление к фрезерному станку для обработки паровозных кулис, затем переоборудовал расточный станок на токарный для обточки износившихся шеек осей полускатов к пассажирским паровозам К у , которые ремонтировались на заводе, изобрел специальные тиски для фрезеровки деталей ходовой части паровоза и тендера. Тиски заменяли собой долбежный станок и в 2 раза сокращали время обработки камней. За это изобретение II. П. Новиков был награжден 36 рублями золотом.
Ценным было изобретение рабочего коммуниста П. А. Кокарева — станок для нарезки делительных миллиметровых линеек. Газета «Правда» 9 декабря 1923 года поместила краткую информацию о нем, портрет и снимок его станка.
Кузнец паровозной кузницы коммунист И. В. Рахманов, применив свое приспособление, быстрее стал ковать сцепные крюки для паровозов и вагонов.
За годы войны на Алтайском заводе, как и повсюду, резко сократилось количество квалифицированных рабочих. Подготовка новых кадров стала насущной задачей. В связи с этим на многих предприятиях страны, в том числе и в Алтае, создается- целая сеть профессионально-технических и общеобразовательных училищ, в которой не последнее место занимали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).
На Алтайском заводе такая школа открылась в январе. 1922 года. В ней обучались сперва 82 ученика, а к июлю 1923 года— более 600. Учащихся школы называли «фабзайчатами». Они сами отремонтировали специально отведенное для их занятий помещение. Расставили там парты, верстаки, станки. На видном месте повесили плакат: «Мы новый путь земле укажем, владыкой мира будет труд!».
Как небо от земли отличалась школа ФЗУ от двухклассного училища, существовавшего при заводе до революции. Программа обучения была значительно шире, она была направлена на подготовку высококвалифицированных рабочих. Общеобразовательные предметы тесно увязывались с политехнизацией.
Школа ФЗУ, почти на 90% состоявшая из детей кадровых рабочих завода, готовила слесарей, токарей, столяров и т. п. Обучали их опытные рабочие-инструкторы П. А. Кока ре в, В. И. Столярихин, Н. Н. Рассохин, П. И. Иванов и другие.
«Фабзайчата» занимались 8 часов в день: 4 часа изучали теорию, 4 часа отводилось практике, главным образом в школьной- мастерской. Учащиеся ремонтировали станки и насосы, собирали несложные машины, делали различную арматуру. По окончании школы «фабзайчата» получали третий или четвертый разряд по той или иной квалификации и направлялись в цехи. Школа ФЗУ стала одним из главных источников пополнения завода квалифицированными рабочими.
Наряду со школой ФЗУ на заводе работали вечерние технические курсы. В 1922 году на них обучалось около 200 человек. А в сентябре того же года открылся вечерний техникум, кота Iили готовил из детей рабочих и служащих технические кадры среднего звена. При заводе находились, кроме того, сперва четыре, а затем еще три общеобразовательные школы первой ступени и одна школа второй ступени (ныне школа № 9 города Коломны). Школьники также проходили специальную профессиональную подготовку заводского профиля.