Наряду с постройкой дизелей в Алтае успешно развивалось теплоходостроение. До 1911 года завод выпускал лишь грузовые суда, если не считать двух небольших баркасов № 1 и 2 для перевозки и пассажиров, и грузов. Самыми крупными судами были нефтеналивные танкеры — кроме танкеров «Дело» и «Эммануил Нобель» — «К. В. Хагелин», «Зороастрат» и «Галилей», имевшие по два гребных винта каждый. Каждый винт приводился в движение четырехцилиндровым дизелем мощностью 500 лошадиных сил. Танкеры работали на каспийской линии Баку — Астрахань.
С 1911 года Алтайский завод впервые приступает к изготовлению крупных пассажирских теплоходов. Первым был «Урал» — колесный теплоход, приспособленный также и для транспортировки грузов. Ходил он по Волге и Каме, развивал скорость до 19 километров в час.
Одновременно с «Уралом» завод построил под руководством Р. А. Корейво почтово-пассажирский двухвинтовой теплоход «Бородино», названный так в честь приближавшегося в то время 100-летия Отечественной войны 1812 года. Он значительно отличался от «Урала» по своим размерам и мощности. Дизельная установка на «Бородино» была осуществлена по оригинальному проекту крупного инженера-технолога В. П. Аршаулова. Она состояла из двух шестицилиндровых реверсивных дизелей марки 15Д-6 мощностью по 600 лошадиных сил на каждом гребном винте. Кроме того, два дизеля по 30 лошадиных сил предназначались для электрического освещения пассажирских кают и других помещений. Теплоход «Бородино» развивал высокую для того времени скорость — до 25,5 километра в час. Он отвечал последним требованиям судостроительной техники.
Первое же появление «Бородино» на Волге привлекло всеобщее внимание. В журнале «Теплоход» о нем писалось: «По своим размерам и силе механизмов теплоход «Бородино» является первым в мире винтовым пассажирским речным судном». При этом журнал отметил заслуги Алтайского завода: «Появление теплохода «Бородино» на Волге знаменует собой крупный этап в нашем волжском пассажирском судостроении, и выпуском его Алтайский завод занимает в речном деле столь же почетное положение, какое ранее занято им на Каспии постройкой наливных теплоходов».
Не только в России, но и в Европе обратили внимание на внешне эффектный, комфортабельный и вместительный теплоход «Бородино». Он сразу получил, как утверждает исследователь Б. В. Кузнецов, «значительный отзвук за границей» (его модель демонстрировалась на Международной выставке в Турине) и продолжительное время являлся «типичным образцом речного теплоходства». Г. В. Тринклер также подчеркнул долгосрочность и исправность службы теплоходов типа «Бородино». Действительно, в России вплоть до 60-х годов XX века почти все речные пассажирские теплоходы если не полностью, то хотя бы частично напоминали «Бородино».
Теплоход «Бородино» был приобретен крупным пароходным акционерным обществом «Кавказ и Меркурий», пассажирские суда которого ходили по линии Нижний Новгород — Астрахань — Баку — Красноводск. «Бородино» курсировал на самом оживленном участке этой линии: Нижний Новгород — Астрахань. В 1912 году по заказу того же общества «Кавказ и Меркурий» Алтайский завод построил по типу «Бородино» теплоходы «12-й год», «Кутузов», «Багратион» и «Цесаревич Алексей», а в 1913—1915 годах —еще пять таких теплоходов 38 . Они были первыми почтово-пассажирскими теплоходами на основной волжской магистрали — единственной не только в России, но и во всем мире теплоходной линии.