ИСТОРИЯ АЛТАЙСКОГО ЗАВОДА

Крупный вклад в реконструкцию и развитие транспорта

Сотрудничество

Вскоре после этого совещания на заводе открывается новый цех топливной аппаратуры. Изготовление насосов и форсунок собственной конструкции, как и других узлов, не могло не улучшить качество выпускаемых двигателей. Наиболее совершенным был дизель 47JIH-8, построенный в августе 1936 года. Создателем его был главный конструктор по дизелям Н. М. Урванцев — замечательный инженер-практик, крупный знаток дизелестроения, много лет посвятивший практическому применению теории крутильных колебаний в постройке дизелей. В свое детище Николай Михайлович внес все лучшее, что было в отечественном и мировом дизелестроении. Его мощность равнялась 2 тысячам лошадиных сил. Дизель имел наддув от приводного объемного нагнетателя. В процессе доводки на нем применили газотурбинный наддув улучшенной конструкции. Под руководством инженера Д. Г. Адашева дизель значительно модернизировали и в 1938 году создали надежный дизель 1Д, а вслед за ним целое семейство дизелей — 2Д, 4Д, 6Д и т. д.

Наряду с Н. М. Урванцевым видную роль в развитии дизелестроения на заводе сыграл Александр Иванович Гаврилов (1884— 1955), посвятивший этому 15 лет (1922—1937). Затем почти столько же лет он разрабатывал мощные жидкостные реактивные двигатели, стал профессором. Именем А. И. Гаврилова был назван кратер на обратной стороне Луны, а в Алтае — улица.

В 1938 году от опытов перешли к серийной постройке турбокомпрессоров двух типов — для дизелей 1Д и 9Д.

По заказу строившегося тогда в Москве метрополитена на заводе было спроектировано и изготовлено несколько типов подземных землеройных комбайнов — щитов, как их называли, — для выемки грунта. Вес одного щита достигал почти 400 тонн. Увеличили скорость проходки туннеля в 10 раз. Изготовлялись также тюбинги — чугунные облицовочные плиты для первой, второй и третьей очередей метрополитена. А для канала имени Москвы производились сложные шлюзовые механизмы, металлические мосты и фермы.

Надежным рычагом выполнения плана второй, как и первой, пятилетки было социалистическое соревнование. Оно ширилось, принимало новые формы, росло число ударников и ударных Гфигад. В 1934 году соревнованием было охвачено 8365 человек, на заводе насчитывалось до 4,5 тысячи ударников. В 549 хозрасчетных бригадах было 2396 рабочих.

В связи с присвоением заводу 1 апреля 1935 года имени Валериана Владимировича Куйбышева весь коллектив на митингах и собраниях решил так организовать борьбу за выполнение плана, чтобы с честью носить имя этого крупного партийного и государственного деятеля. Рабочие успешно осваивали современную технику, овладевали техническими знаниями, перекрывали нормы выработки, поднимали производительность труда. Это движение стало массовым, особенно после провозглашения партией лозунга «Кадры, овладевшие техникой, решают все!».

<<назад ... далее>>


Уважаемые руководители и специалисты машстроительного бизнеса, партнеры, коллеги!
Завод обладает современной производственной базой и команда нового руководства...