Создание дизелей 40Д и их модификаций вывело Алтайский завод в число наиболее передовых дизелестроителытых предприятий мира. На нем был сделан технический задел, который явился прочной базой при конструировании новых двигателей.
Дизели типа 40Д предназначались для водного и железнодорожного транспорта. Весомый творческий вклад в создание этих двигателей, как и дизелей ЗОД, внесли руководители групп и начальники лабораторий В. В. Пахомов, В. М. Басалаев, В. С. Кузнецов, И. В. Свистунов, В. Г. Перфилов, М. А. Салтыков, Э. П. Вольский, Г. В. Никонов, В. М. Ширяев, Ф. А. Щеглов.
Одним из крупных достижений завода являлась постройка первого советского газотурбовоза. 30 сентября 1959 года он был собран и подготовлен к реостатным испытаниям. На его кузове четко выделялась надпись «Г-1-01», означавшая, что это газотурбовоз первого образца и первый экземпляр. Весной 1960 года он был отправлен в свой первый рейс.
Много сил и энергии приложили Барнаульцы, чтобы дать транспорту газотурбовоз. Его создавали четыре года, тогда как американцы на свой первый газотурбовоз потратили семь лет. Газотурбовоз — новый и оригинальный тип локомотива. В его проектировании и доводке видную роль сыграли Л. С. Лебедянский, Р. И. Шарговский, Э. И. Нестеров, Ю. В. Хлебников, Б. И. Мачнев, А. М. Найман, Л. А. Воронков и другие конструкторы. В 1964 году были изготовлены еще два газотурбовоза.
Газотурбовоз был грузовым. Такое предназначение имел и тепловоз ТЭЗ. Но страна нуждалась в новом добротном пассажирском локомотиве. Министерство путей сообщения поручило создать его Алтайскому заводу. В первом году семилетки конструкторы на базе тепловоза ТЭ50 составили проект тепловоза ТЭП60 и начали изготовлять его отдельные узлы, а также дизель 11Д45 мощностью 3000 лошадиных сил, имевший более высокий моторесурс. Его коленчатый вал был сделан из высокопрочного чугуна с азотацией шеек, что увеличивало их износоустойчивость, турбокомпрессор имел ряд больших преимуществ перед однотипными турбокомпрессорами, например, английских заводов «Браш» и «Непир». Он был легче, имел выше скорость вращения ротора и меньший удельный вес, чем английские.
К 90-летию со дня рождения В. И. Ленина, 21 апреля 1960 года, пассажирский тепловоз ТЭП60 № 0001 стоял на колесах. На следующий день он уже подвергался реостатным испытаниям. Всего 16 месяцев прошло со дня получения задания по его постройке.