Конструкторы при создании этого первого скоростного и мощного локомотива высокого технического класса учли все новейшие достижения в области локомотивостроения. Тепловоз ТЭП60 весил значительно меньше, чем ТЭ50. По удельному весу он оказался лучше, чем многие иностранные: у ТЭП60 на 1 лошадиную силу приходилось 42 килограмма веса металла, у американского тепловоза «Фербенкс — Морзе» — 57, у английского «Инглиш электрик» — 67,5 килограмма на 1 лошадиную силу.
Тепловоз ТЭП60 мощностью 3 тысячи лошадиных сил в одной секции предназначался для вождения пассажирских поездов весом 600—1000 тонн со скоростью до 160 километров в час. Этот тепловоз универсален, его можно использовать на скорой грузовой службе.
30 апреля 1960 года тепловоз ТЭП60 вышел из ворот завода в свой первый рейс. На Северо-Кавказской железной дороге на участке Кизляр — Гудермес начались его тяговые и динамические испытания совместно с харьковским тепловозом ТЭ11 и французским электровозом Ф п . Все механизмы и узлы локомотива работали нормально. Сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта, производившие испытания, отметили хорошее качество Алтайского тепловоза, особенно его ходовой части. В самом деле, тепловоз обладает малым динамическим воздействием на рельсы, имеет хорошую устойчивость и плавность во время движения. Эти высокие качества подтвердил любопытный эксперимент. Граненый стакан до краев наполнили водой и поставили на стол к машинисту. Локомотив мчался со скоростью 160 километров в час. И что же? Вода в стакане лишь слегка изменила свою зеркальную поверхность. Но удивительнее всего было другое. На том же испытательном участке ТЭП60 развил рекордную для наших локомотивов скорость — 193 километра в час.
В создание этого тепловоза большой труд вложили конструкторы во главе с коммунистами Л. С. Лебедянским и Г. А. Жилиным. При проектировании и выполнении рабочих чертежей они опирались на М. И. Гресюка, В. К. Шлыкова, А. В. Васильева, И. И. Сулимцева, Г. Г. Трактирщикова, Е. П. Волкова, М. С. Малинова и других опытных и весьма эрудированных конструкторов.
После испытательного пробега с составом более 500 километров тепловоз ТЭГ160 был приписан к Октябрьской железной дороге водить курьерские поезда между Москвой и Ленинградом. Этот путь он преодолевал за 5 часов 28 минут — почти на час быстрее тех экспрессов, которые ходили на этом участке.