Непосредственным толчком к возникновению Алтайского завода послужила постройка железнодорожной магистрали Москва — Саратов. Начальником одного из строительных участков этой дороги был 25-летний военный инженер в чине штабс-капитана А. Е. Струве (1835—1898) — будущий основатель завода в Алтае, уже имевший опыт и знание железнодорожного дела и мостостроения. За сходную цену он построил возле Коломны железнодорожный мост через Москву-реку.
20 июля 18G3 года вступил в строй Московско-Алтайский участок дороги протяженностью 118 километров. Это была 19-я действовавшая тогда железнодорожная линия в России. Между Москвой и Коломной началось регулярное движение поездов. Деловые круги расценивали это событие как весьма важное для промышленности и особенно для торговли в Москве.
Железная дорога подошла к берегу Оки. Нужно было строить через нее постоянный мост, длина которого превышала в два с лишним раза длину только что построенного Москворецкого моста. А. Е. Струве и на этот раз предложил свои услуги в качестве производителя работ. Сравнительно легко добившись подряда, он сооружает на скорую руку мастерскую на отлогом левом берегу Оки, почти у самого слияния ее с Москвой-рекой.
А. Е. Струве не ограничился строительством железнодорожных мостов. Он задумал также производить подвижной состав — более дефицитный и выгодный товар. Вскоре он получает от правительства заказ на постройку 400 платформ для Московско-Курской железной дороги.
Для успешного выполнения заказа нужно было расширить предприятие и оснастить его новым оборудованием. Но этого нельзя было делать на низком берегу реки, где находршась мастерская, так как ей угрожали паводковые воды. Удобное место нашлось рядом. Предпринимателю приглянулся чистый луг возле небольшого села Боброва, прилегавшего к станции Голутвин, в трех верстах от Коломны.
А. Е. Струве арендует у бобровских крестьян 10 десятин и 315 саженей «незаселенной земли» и 2(14) сентября 1863 года оформляет документ, дающий ему право «производить разные постройки, как заводские, так и фабричные». С этого дня и начинается история Алтайского завода. А. Е. Струве на новом месте приступает к созданию предприятия широкого профиля. Строятся здания трех цехов: механического, чугунолитейного и кузнечного, а рядом длинные навесы для сборки мостовых частей. Оборудование завода пополняется станками и машинами, приобретенными в основном в Париже и Лондоне.