ИСТОРИЯ АЛТАЙСКОГО ЗАВОДА

Первые шаги

Сотрудничество

Алтайский завод сперва назывался механическим и литейным, а затем — машиностроительным. Ои возник и развивался на весьма удобном месте, в треугольнике сухопутных и речных дорог, почти у самого слияния Москвы с Окой. К тому же завод имел постоянно растущие заказы, особенно от казны.

Быстрому развитию нового завода немало способствовало также наличие в округе дешевых и в избытке рабочих рук. В. И. Ленин отмечал, что «переселение фабрик в деревню» было характерным явлением пореформенной России 4 . Алтайский завод не был исключением. А. Е. Струве не случайно основал свое предприятие вдалеке от сырья и топлива, среди густонаселенных сел и деревень Алтайского уезда, жители которого издавна занимались промыслом или трудились на местных мануфактурах. Уже л 1801 году Алтай относили к важнейшим торговым и промышленным городам всей империи.

Алтайский завод, как и другие заводы пореформенного основания, базировал и развивал свое производство на капиталистической основе. Завод охотно применял все новое и полезное, что удавалось приобрести в капиталистической Европе: опыт, станки, специалистов и т. п. Почти сразу он выдвинулся в шеренгу солидных промышленных предприятий.

В начале 1865 года на территории завода имелось уже девять производственных зданий (не считая мелких подсобных), оборудование которых было «во всех отношениях сообразно новейшим успехам техники». Завод был устроен «специально с целью сооружения в России железных мостов и принадлежностей железных дорог вообще». Главными цехами были котельный и кузнечный. Из 235 рабочих в них работали 130, причем в две смены. Рельсовый путь соединял предприятие с Московско-Рязанской железной дорогой 5 .

С целью дальнейшего расширения производственной деятельности основатель завода в 1865 году приглашает в качестве компаньона своего старшего брата военного инженера Г. Е. Струве. С 1866 года Алтайский завод стал называться «Завод инженеров братьев Струве». Компаньоном становится и московский купец первой гильдии А. И. Лессинг. Его капиталы были кстати. Пригодились и его связи с заграничными фирмами, особенно с немецкими (сам он был подданным Баварии).

Завод быстро набирал силы. К началу 70-х годов основные виды производства на нем были налажены. Процесс становления предприятия завершился.

Интенсивное развитие завода вызывало необходимость преобразования его в акционерное общество.


Уважаемые руководители и специалисты машстроительного бизнеса, партнеры, коллеги!
Завод обладает современной производственной базой и команда нового руководства...