Центром технической учебы заводских тружеников стал отдел подготовки кадров. Отдел имел технический кабинет с пятью учебными аудиториями и лекционный зал на 200 человек. Аудитории были хорошо оснащены наглядными пособиями. Занятия носили сугубо практический характер, их вели инженерно-технические работники завода. Они же руководили целевыми производственно-техническими кружками и группами в цехах, школами передовых методов труда и т. п. Обучение проходило для многих с отрывом от производства: группы инженеров, техников, рабочих направлялись за опытом на Харьковский завод, в аудитории МВТУ имени Баумана, на различные предприятия. В общей сложности в 1956 году более 4 тысяч тружеников завода было охвачено профессиональным обучением, в 1,5 раза больше, чем в 1955 году.
Вскоре под крышей заводского техникума открылся филиал Московского вечернего машиностроительного института (ныне Политехнический институт), ставший для завода кузницей кадров высокой квалификации. Одновременно научно-исследовательская лаборатория преобразуется во Всесоюзный научно-исследовательский тепловозный институт (ВНИТИ). Его директором стал опытный инженер завода Д. В. Львов. С каждым днем содружество с сотрудниками ВНИТИ укреплялось, теперь уже на новой, тепловозной основе.
Вместе с паровозом покинули завод многие «дедовские» профессии тяжелого физического труда. В среднем по заводу почти наполовину сократился объем ручных работ. В одном лишь железнодорожном цехе — наиболее крупном вспомогательном цехе завода — почти на 70% были механизированы погрузочно-разгрузочные работы. Вчерашние котельщики, клепальщики, чеканщики, трубозаготовигели, поставщики паровозной арматуры и рабочие других специальностей теперь приобрели новые квалификации.
Крутой поворот к производству тепловозов, передовая механизация и автоматизация, новая технология в цехах способствовали повышению культурно-технического уровня рабочих. Из 14,5 тысячи человек производственного персонала каждый третий учился. Начался новый поход за высокую культуру производства. В связи с этим осуществлялся комплексный план мероприятий, одобренный партийным комитетом. На каждом рабочем месте навели чистоту и порядок. Проходы очистили от завалов и мусора. Полы многих цехов покрыли ксилолитовыми и метлахскими плитами, установили новые вентиляторы, стены побелили, станки и агрегаты покрасили в светлые, приятные тона. На подоконниках появились цветы. Больше стало клумб, деревьев и кустарников на заводском дворе. У каждого цеха свой сквер, спортплощадка, скамейки для отдыха. От хлама расчистили 8,5 тысячи квадратных метров предцеховой территории, асфальтировали более 2,5 километра дорог и тротуаров.