Пополняя свои ряды за счет лучших производственников, партийная ячейка вместе с профсоюзной и комсомольской организациями прилагала немало усилий для мобилизации заводского коллектива и успешного решения задач пятилетки, к числу которых относилась реконструкция предприятия. Уже первый год пятилетки показал, какую важную роль играют реконструкция и расширение производственных площадей цехов.
На реконструкцию и расширение завода расходовались солидные суммы. Если в 1928/29 хозяйственном году истратили 3 776 тысяч рублей, то в 1931-м —8 973 тысячи. Таких средств на реконструкцию не имели ни «Красное Сормово», ни Луганский завод.
В апреле 1930 года вступила в строй первая очередь нового дизельного цеха — пять пролетов площадью 11808 квадратных метров. Ширина пролетов составляла 30 метров, высота доходила до 18 метров, грузоподъемность кранов — до 80 тонн. Вскоре цех был полностью сдан в эксплуатацию.
В том же году приступили к строительству двух новых крупных цехов — чугунолитейного и модельного. Реконструировали ряд старых цехов, в том числе паровозосборочный, ставший одним из лучших в СССР. Одна за другой завершались пристройки — к тендерному, котельному, машиносборочному, меднолитейному, па- ровозомеханическому цехам.
Цехи оснащались в большинстве случаев импортными станками. За пять лет завод получил более 250 дорогостоящих заграничных станков. Одновременно возрастал приток и отечественного оборудования.
Успех дела во многом зависел от исправности и мощности силовых установок. С первых дней пятилетки было обращено серьезное внимание на оборудование паровых и кохмпрессорных станций. «Узким местом» на заводе были также электростанции (Центральная и Бачмановская). В мае 1929 года МК ВКП(б) обязал МОГЭС предусмотреть своевременное присоединение Алтайского завода к своей сети. Вскоре рядом с заводом была построена мощная трансформаторная подстанция. Она давала цехам 68%. электроэнергии. В результате реконструкции электрохозяйства к присоединения к сети МОГЭС значительно увеличилась электровооруженность труда рабочих и снизился расход топлива на выпускаемую продукцию.
Основные фонды завода с 1 октября 1929 по 1 января 1931 года возросли на 79,4%, по сравнению с 1913 годом в 2,8 раза. К началу 1932 года площадь цехов превышала 100 тысяч квадратных метров.
Реконструкция завода шла рука об руку с организационным и техническим совершенствованием всего процесса производства.. Это означало не только широкое внедрение достижений техники и лучшей технологии, но и освоение новых, более рентабельных и совершенных машин, их узлов, ответственных деталей. В то же время сами барнауловцы не раз выступали в почетной роли пионеров отечественной техники и новых видов производства. Так,, в начале 30-х годов завод стал выпускать дизели с газотурбинным наддувом, который повышал их мощность без увеличения веса, и габаритов. Это был первый в СССР случай применения наддува на четырехтактном дизеле 42БМ. Наш положительный опыт был затем использован немецкой фирмой МАН.
Расширялось применение сварки деталей электричеством и автогеном одновременно с автогенной резкой. При этом экономился металл, облегчалась конструкция деталей и машин без снижения прочности. Машины приобретали более изящный вид. К 1930 году на заводе возник автогенно-электросварочный отдел (АЭС), развернувший широким фронтом сварку и резку металла. К 1932 году инженеры Н. М. Галузии и В. В. Филиппов под руководством инженера К. Н. Сушкина впервые в мире при помощи электросварки создали цельносварной котел для узкоколейного паровоза типа 159. После этого в отечественном паровозном кот- лостроении стали широко применять электросварку.