Наряду с отделом АЭС организуется тепловозостроительный отдел. В конце 1930 года был построен первый тепловоз серии О эл -7. Буква «О» означала, что его мощность равна мощности грузового паровоза серии О, а буквы «эл» — электрическая передача. Проект тепловоза, как и проекты других локомотивов этой серии, разработало бюро завода, которым руководил инженер Л. С. Позняков; его правой рукой был инженер Н. Г. Лугунин. Новые тепловозы использовались как грузоманевровые.
На Алтайском заводе, как и на других предприятиях страны, крепли социалистические формы труда. На 1 апреля 1930 года па заводе было 4564 ударника, или 40,7% общего числа работающих, на 1 января 1931-го — 10680, или 62,8%, на 1 января 1932-го— 12 375, или 76,3%. Соответственно росло количество ударных бригад. Бригадирами ударных бригад и ударниками были главным образом коммунисты, они возглавляли социалистическое соревнование. Если на 1 января 1931 года в соревновании участвовало 65% коммунистов, то в конце года — уже 89,7%.
Особенно отличалась бригада слесарей паровозомеханического цеха. Ее бригадиром был коммунист А. К. Шандров. Бригада постоянно перевыполняла производственные задания, не имела прогулов и брака, выдвигала и выполняла встречные нормы выработки. Такой же была бригада М. Уткина. Самоотверженно работала и молодежь. В чугунолитейном цехе энергично трудилась комсомольская бригада, руководимая молодым членом партии Николаем Шевовым.
Соревнование все больше захватывало и инженерно-технический персонал. Значительно лучше, чем раньше, ударные бригады стали обеспечиваться технической помощью. К 1 января 1931 года из 1133 инженерно-технических работников в соревновании участвовали 714, или 63,2% 17 . Это был уже заметный перелом в настроении заводской технической интеллигенции.
Подъем производственной активности рабочих проявлялся также в работе производственных совещаний и в рационализаторской деятельности. За 1931 год поступило 6828 предложений по усовершенствованию производства, а изобретений — в 5 раз больше чем в 1929 году.
Еще с октября 1930 года рабочие Алтайского завода, как и труженики других заводов и фабрик, перешли на 7-часовой рабочий день. Такая забота партии и правительства вдохновляла рабочих на новые трудовые подвиги, вызвала с их стороны новую инициативу в области соревнования. В цехах возникают новые формы социалистического соревнования: «общественный буксир», сквозные бригады, встречный план и т. п.
Большое влияние на повышение производительности труда оказывали введение прогрессивно-премиальной системы оплаты труда и выдача премий за качество продукции и экономию материалов. На практические рельсы был также поставлен хозрасчет. Первые хозрасчетные бригады появились в чугунолитейном цехе. В июне 1931 года их было 17. Резко повысили производительность, труда бригады И. В. Птицына, И. Н. Горбунова и другие. Одновременно поднялась на 8—32% заработная плата в бригадах 18 . Опыт хозрасчетных бригад чугунолитейщиков распространился по всему заводу. На хозрасчет переводили станки, агрегаты, а ударники транспортного цеха — свои паровозы. Они вели борьбу за экономию топлива и каждой минуты времени под лозунгом «Паровоз — на хозрасчете, не задерживай без дела!».
К 1 января 1932 года на заводе было уже 789 таких бригада (в них —3183 человека). Хозрасчет способствовал повышению производительности труда, ликвидации обезлички оборудования,, более полному использованию производственных и технических возможностей и т. п.