ИСТОРИЯ АЛТАЙСКОГО ЗАВОДА

В борьбе с разрухой

Сотрудничество

Интенсивнее заработала техническая мысль. Инженерно-технические работники создали проект нового товарного паровоза, который был лучше наиболее мощного в то время локомотива серии Э. К началу восстановительного периода в паровозном парке страны насчитывалось едва 4% паровозов этой серии. Но и этот паровоз нуждался в модернизации или замене новым, более мощным и экономичным.

Вопрос о том. какие нам нужны паровозы, рассматривался в декабре 1921 года на заседании научно-технической комиссии завода. Основным докладчиком был заведующий техническим паровозным бюро инженер П. И. Тахтаулов. Он предложил проект паровоза своей конструкции типа 1-5-0. Комиссия одобрила проект, одобрил его и Народный комиссариат путей сообщения, признав целесообразным направить на ряд заводов рабочие чертежи для производства паровоза системы Тахтаулова 20 . (Но эти локомотивы не строились, так как заводы вскоре получили новые задания.)

Самое непосредственное участие принимал Алтайский завод и в реализации плана ГОЭЛРО, который В. И. Ленин назвал второй программой партии. Первенцем плана ГОЭЛРО была Каширская электростанция, которая сооружалась в 50 километрах от Коломны, вверх по Оке. Это была первая районная тепловая электростанция в стране. На ней предполагалось использовать в виде топлива низкосортный подмосковный уголь. Своей электроэнергией Каширская ГРЭС должна была снабячать крупные промышленные объекты Москвы и Подмосковья, в том числе и Алтайский завод.

В. И. Ленин уделял много внимания строительству электростанции в Кашире. Им подписано более 40 различных распоряжений, два из них связаны с деятельностью Алтайского завода.

Когда корпуса электростанции были построены и начались монтажные работы, на завод поступило несколько заказов на изготовление колосников для топок котлов, крупных кронштейнов и опор для высоковольтной линии электропередач Кашира—Москва и разных других металлических изделий. Однако выполнение этих заказов несколько задерживалось: недоставало топлива, металла, инструмента. В связи с этим В. И. Ленин 7 сентября 1921 года направил телеграмму:

Срочно Коломзавод, станция Голутвино, тов. Еленину Копия инженеру Гакену Копия Кашира, Каширстрой. Ввиду срочности работ постройки Каширской станции предлагаю в экстренном, сверхурочном порядке выполнить все заказы для постройки. Исполнение донести.

Председатель Совнаркома Ленин


Уважаемые руководители и специалисты машстроительного бизнеса, партнеры, коллеги!
Завод обладает современной производственной базой и команда нового руководства...