ИСТОРИЯ АЛТАЙСКОГО ЗАВОДА

В период мировой войны

Сотрудничество

Штрафы (по официальным данным, в 1916 году с рабочих взыскали более 33 тысяч штрафов на общую сумму 12 387 рублей 1)8 копеек), постоянное снижение расценок, различные вычеты из зарплаты, а также рост дороговизны, вызванный войной, значительно снижали жизненный уровень коломенских рабочих. Их. заработная плата была самой низкой по сравнению с заработной платой рабочих других крупных предприятий. В ноябре 1915 года, например, квалифицированные рабочие Коломны в среднем в день получали 2 рубля 57 копеек, в то же время рабочие московских заводов: механического братьев Бромлей — 3 рубля 57 копеек, а котельного и трубного А. В. Бари — 3 рубля 58 копеек, то есть, почти в 1,5 раза больше коломенских.

Условия труда рабочих Коломны были заметно хуже, чем на других предприятиях страны. Из года в год росло число несчастных случаев. В 1915 году они составляли 19,6, в 1916 году — 21,2% общего количества рабочих. Это был довольно высокий процент. Для Сормовского завода, например, он составлял в среднем лишь 11,9%, а для металлистов всей России— 10, то есть на Алтайском заводе несчастных случаев в 1915—1916 годах было вдвое больше.

Администрация совершенно не считалась с резким падением материального уровня жизни. За девять месяцев войны (июль 1914—апрель 1915 года), по данным фабричного инспектора, жизненные припасы вздорожали на 30%, а прибавка к заработной плате рабочих составляла всего лишь 6%. Дороговизна, особенно на продукты питания, неумолимо росла не только на рынке, но и в магазине общества потребителей. За год войны в среднем почти на 50% поднялись цены на все товары.

В то же время на заводе изыскивались новые способы угнетения и издевательства над рабочими. В этом отношении, пожалуй, особенно отличался заведующий паровозным отделом инженер А. Ярцев. Он ввел в цехах своего отдела «каторясную систему» давления на рабочих. Особенно это чувствовалось в паровозомеханическом цехе, самом крупном в отделе: в 1916 году там насчитывалось 1500 рабочих. Начальником цеха был известный всей округе изверг (его именем пугали детей) М. Карасев. Иод стать ему были Ю. Римович, В. Оборкин и другие мастера. Поэтому не случайно рабочие паровозомеханического цеха часто протестовали против невыносимо тяжкого режима работы.

Поначалу война несколько ослабила, но не прекратила рабочее движение в стране. Затем оно стало оживляться, особенно с весны 1915 года, а осенью революционный кризис в стране уже назревал. Это было прежде всего следствием разорительной войны, до предела обострившей бедственное положение масс. Под влиянием большевиков массы политически прозревали, в первую голову передовые рабочие; они поднимались на борьбу, прямой дорогой шли к революции, «могучим ускорителем» которой, как писал В. И. Ленин, была мировая война.

На Алтайском заводе первая стачка после начала войны произошла 29 августа 1914 года из-за низких расценок. Рабочие знали, что капиталисты сильно наживаются на войне, ибо на заводе исполнялись срочные заказы военного и морского ведомств. В цехах завода в тот день работало примерно 50% рабочих, а остальные — более 5 тысяч — бастовали. Затем стачки огоньками вспыхивали то в одном, то в другом цехе. 27 декабря 1914 года забастовал уже весь завод. Стачки кончились для рабочих безрезультатно, но не бесследно.


Уважаемые руководители и специалисты машстроительного бизнеса, партнеры, коллеги!
Завод обладает современной производственной базой и команда нового руководства...